ПРИЛЕТЕЛИ. ОБЖИВАЕМСЯ...

Утро12 апреля 1994 года, сегодня вылетаем в Душанбе. Погода солнечная, снег уже растаял, но земля еще не подсохла и довольно прохладно. На аэродроме суета как в день авиации, когда происходит показ авиатехники. Народу много: жены, дети, друзья, родственники. Всматриваюсь в лица – такой тоски как при проводах в Афганистан нет, люди улыбаются, шутят. Проверяю багаж - это почти весь мой архив, говорят там туго с документацией. Все три ящика из-под авиационного оборудования загружаем в вертолет. В 10-00 восемь вертолетов МИ - 8 взлетают и берут курс на аэродром Ефремов Тульской области. В Ефремове нас уже ждет ИЛ-76. Пересадка, пару часов томимся в ожидании «добра» на вылет, из самолета никого не выпускают, но вот «добро» наконец получено и мы уже летим в Душанбе. Мы - это летный и инженерно-технический состав 2-й эскадрильи ОБВП, расположенного в городе Курске. Вообще - то инженер 2-й эскадрильи Сан-Саныч, но ему через месяц на пенсию, поэтому вместо него лечу я - инженер первой.


В Душанбе прилетаем около 11 часов вечера, тепло, дует приятный теплый ветерок. Стоянка освещается прожекторами, вся остальная территория в темноте, даже не верится, что это большой международный аэропорт, которые всегда залиты светом и наполнены гулом авиационных двигателей и стремящегося улететь народа. Выгружаем имущество и томимся в ожидании транспорта. Через 2 часа приезжают машины. Грузим свои нехитрые манатки, и в сопровождении 2 БТР отправляемся к месту базирования. Едем по городу – город пуст. Центральные аллеи освещены редкими фонарями, улицы широкие, в домах редко где светятся окна. Ближе к окраине вдалеке слышны выстрелы. Странное чувство, как будто все это я вижу по телевизору. Через час прибываем к месту базирования 41-й ОБВЭ - это аэродром Гиссар, расположенный в поселке Айни в 23 км от Душанбе. В советское время здесь базировался десантный полк, а когда начались события в Афганистане, вблизи аэродрома был создан завод по ремонту МИ-24.


Размещаемся в старых казармах десантного полка – в одной казарме штаб, летный и ИТС во второй штаб, командование ОРАТО и солдаты. Рядом с казармами новое трехэтажное здание, в котором располагается батальон МО РТ, посредине между нами и таджикам огромный плац.
В двух комнатах поэкипажно расположились летчики, штурманы и бортовые техники, в одной обслуживающий ИТС и еще в одной ТЭЧ. Немного тесновато, но жить можно. В комнатах поменьше расположились штаб, оружейная комната, комната дежурного по части на входе, формулярная и комната командира и замов, еще одна небольшая комната достается мне и начальнику ТЭЧ. В комнатах кроме солдатских кроватей ничего нет. Недолгий сон и начинаем знакомиться с районом базирования и техникой.


 

Принимаем вертолеты - они в плачевном состоянии, налет большой, а уход слабый. Покрышки изношены более чем на 70%, несколько вертолетов простаивают по выработке ресурса агрегатов, двигатели грязные, в группах обслуживания скопилось огромное количество неисправных агрегатов и тех, которые выработали ресурс, запасных частей практически нет. По хорошему надо бы прекратить полеты на недельку и привести технику и вооружение в порядок, но сделать этого никто не даст, так как нужно обеспечивать задачи 201 МСД и Коллективных миротворческих сил, поэтому наводить порядок приходится, не прекращая полетов. Первый месяц, пока еще не было сильной жары, работали по 14-16 часов, с июня перешли на другой график.


Распорядок дня примерно такой:


• Подъем в 3-4 часа утра


• Подготовка разведчика погоды, почтового вертолета и вертолетов по заявкам штаба КМС и штаба 201 МСД 4-6 часов утра


• Постановка задачи на день командиром 6-30 - 7-00


• Вылеты на задание зачастую начинаются с 5 утра


• Завтрак если получится в 8-9 часов


• Работа на технике с 9 до 11-12 часов, пока техника не накалится до обжигающей температуры


• Работа в помещениях и обед 12-17 часов, в этот же период встречаем прилетающие вертолеты, готовим повторные вылеты.


• После возвращения вертолетов, солнце уже не такое палящее, делаем послеполетную подготовку и работаем по плану приведения вертолетов в божий вид.


• Возвращаемся с аэродрома поздно, ужинаем и отдыхаем.


• Спать ложимся рано – завтра опять ранний подъем.


Измором беру штаб авиации сухопутных войск Московского военного округа, под угрозой остановить полеты требую поставок запасных частей и агрегатов. Звоню каждый день, и вот через месяц первый результат – получаем большую партию покрышек. Обновляем резину на 70% парка вертолетов, командир на радостях устраивает аэродромные полеты с полигоном.


Десантный полк, который базировался на территории, которую заняли мы жил с комфортом. На территории даже имелся 25-ти метровый бассейн, который на момент нашего приезда превратился в грязную яму с мусором. Решаем привести его в порядок. Все свободные от полетов и подготовки к ним две недели убирали мусор, очищали от грибка и штукатурили бассейн. Починили 2 гидранта, по которым подводится вода. Наконец бассейн наполнен водой и жара больше не страшна. Две недели мы блаженствовали, а потом вдруг вода стала мутной, и появился неприятный запах. Оказалось, из командировки вернулся таджикский батальон, они очень обрадовались, что бассейн заработал, и начали стирать в нем обмундирование. После этого мы еще раз пытались привести бассейн в порядок, заменили в нем воду, но объяснить таджикам, что это не место для стирки, так и не удалось, поэтому в скором времени он превратился в болото, а потом воду пришлось из него слить, чтобы не разводить комаров...

ДАЛЬШЕ>>>